Всех доступных технологий. Нормативные основы и условия внедрения наилучших доступных технологий. Основные принципы охраны окружающей среды

По данным специалистов Минприроды, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в производство промышленных предприятий является приоритетной программой развития, разработанной в целях защиты экологии. Визит экспертов на Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, отмечающий в этом месяце свой 75-летний юбилей, показал, что это предприятие является образцовым примером использования НДТ в своей деятельности.

Что такое НДТ?

Понятие НДТ или наилучших доступных технологий в означает применение последних, передовых достижений науки и техники в работе промышленного предприятия, негативное воздействие которых на природу сведено к минимуму, а сроки их эксплуатации и уровень безопасности для человека соответствуют существующим нормативам. Иными словами - экономически доступные и выгодные для широкого использования технологии, отличающиеся минимальным вредоносным влиянием на экологию.

НДТ - термин, пришедший в Россию с запада. Именно в Евросоюзе впервые в 1984 году был разработан и внедрен принцип НДТ, относящийся, на тот момент, к защите атмосферного воздуха от вредных промышленных выбросов.

Среди российских экологов этот принцип распространился совсем недавно - в 2014 году, 30 декабря, были утверждены первые национальные стандарты НДТ, подготовленные специально созданным Бюро наилучших доступных технологий.
На сегодняшний день существуют следующие положения и предварительные национальные стандарты НДТ, принятые в России:

Стандарты вступили в силу с января 2015 года и считаются действительными через 3 года.

Использование наилучших доступных технологий

Программа перехода на повсеместное использование НДТ предусматривает для промышленных предпринимателей целую систему мотивации - частью ее является снижение ежегодных экологических платежей взамен на повышение конкурентоспособности объекта и усиление экологической безопасности. Тем не менее, на сегодняшний день эта программа еще нуждается в отладке, признают специалисты. Примеры наилучших доступных технологий содержатся в справочниках и относятся, в основном, к области переработки отходов: это мусоропогрузочные станции, сушильные установки, сжигательные печи, устройства гидрообработки и т. д. - но пока еще не все промышленные предприятия могут позволить себе такой переход.

Наилучшим примером внедрения НДТ экологи признают Архангельский ЦБК, открывший 5 июня этого года новый цех по производству целлюлозы, полностью работающий с помощью современных технологий. Модернизация производства выгодна комбинату и с точки зрения экономии, и с точки зрения повышения стабильности и безопасности производства.

Снижение себестоимости обработки сырья для промышленного объекта и снижение вредного воздействия на экологию - лишь часть преимуществ внедрения НДТ, отмечают специалисты Минприроды, высказывающие надежду на то, что ЦБК в Архангельске станет одной из первых успешных «ласточек» новой программы.

2. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

3. Определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который создает технические рабочие группы, включающие экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.

В целях осуществления координации деятельности технических рабочих групп и разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям Правительство Российской Федерации определяет организацию, осуществляющую функции Бюро наилучших доступных технологий, ее полномочия.

4. Сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения наилучшей доступной технологии являются:

наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

период ее внедрения;

промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;

методология определения наилучшей доступной технологии;

описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;

технологические показатели наилучших доступных технологий;

методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;

данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;

экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;

сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

7. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

8. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

9. Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

Укрепление экологической безопасности Российской Федерации, обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, равно как сохранение уникальных природных систем России для настоящего и будущих поколений является одной из важнейших задач государства. В Российской Федерации экологическая ситуация характеризуется как высоким уровнем текущего антропогенного воздействия на окружающую среду, так и значительной величиной накопленного экологического ущерба. В этой связи потребность в более совершенном подходе к правовому регулированию вопросов охраны окружающей среды назрела уже давно.

Одним из основных механизмов государственного регулирования охраны окружающей среды является система нормирования негативного воздействия. Не секрет, что эта система долгое время являлась одним из камней преткновения эффективной реализации государственной природоохранной политики.

В этой связи Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в течение двух с лишним лет велась работа по созданию прочной законодательной основы преодоления проблем в этой области. В итоге был подготовлен и 2 июля 2014 года принят Государственной Думой в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О нормировании»).

Он направлен на совершенствование правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.

Устанавливаемая Федеральным законом «О нормировании» система правового регулирования эффективно усиливает меры государственного управления и надзора в отношении предприятий, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду, при одновременном снятии излишних административных барьеров по отношению к остальным хозяйствующим субъектам.

Принимая во внимание новизну выбранного подхода к правовому регулированию соответствующих отношений в сфере охраны окружающей среды, считаю необходимым заострить внимание на основных положениях Федерального закона «О нормировании», которые позволят вывести российские предприятия на новый уровень экологической эффективности.

Понятийный аппарат

Совершенствование системы природоохранного и смежного законодательства, накопленный опыт правоприменительной практики, равно как развитие системы отношений в сфере взаимодействия общества и природы, вызвало необходимость закрепления новых и изменение прежних правовых понятий и определений.

При подготовке Федерального закона «О нормировании» была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск вольных толкований Федерального закона «Об охране окружающей среды», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Уточнены понятия «нормативы в области охраны окружающей среды», «нормативы допустимых выбросов», «нормативы допустимых сбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)», «наилучшая доступная технология».

Введены понятия «временно разрешенные сбросы», «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели», «технические нормативы», «стационарный источник загрязнения окружающей среды», «передвижной источник загрязнения окружающей среды».

Основные принципы охраны окружающей среды

Основываясь на Конституции Российской Федерации, в целях правовой имплементации общепринятых принципов международного природоохранного права в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены основополагающие начала взаимоотношений в системе «человек – окружающая среда». Положения статьи призваны сориентировать граждан, юридических лиц, а также органы государственной власти в выборе наиболее экологически эффективных стратегий принятия управленческих и иных решений.

Не секрет, что в виду относительной декларативности формулировок ряд положений рассматриваемой статьи не в полной мере реализуют заложенный в них потенциал. Это, в том числе, относится и к одному из важнейших принципов охраны окружающей «загрязнитель платит», который в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ был отражен лишь как «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде».

Федеральный закон «О нормировании», в целях усиления названного принципа, закрепил обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Расширение полномочий органов государственной власти

Принятие Федерального закона «О нормировании» неизбежно влечет за собой необходимость разработки и принятия целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В этой связи необходимыми полномочиями наделяются соответствующие федеральные и региональные органы государственной власти.

Отдельно отмечу, что полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов на объектах регионального государственного экологического надзора закрепляются за субъектами Российской Федерации.

Дифференциация подхода к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О нормировании» предусматривается разделение объектов хозяйственной и иной деятельности на 4 категории:

I – оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II – оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III – оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV – оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Полномочиями по установлению критериев отнесения объектов к той или иной категории наделено Правительство Российской Федерации. При этом объекту будет присваиваться конкретная категория в момент постановки его на государственный учет.

Новая система нормирования в области охраны окружающей среды

Во-первых, Федеральным законом ограничивается перечень загрязняющих веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования (нормирование). С момента вступления в силу соответствующих положений Федерального закона закрытый перечень таких веществ будет устанавливаться Правительством Российской Федерации:

С учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

С учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

При наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Во-вторых, основанием установления конкретных нормативов качества окружающей среды определены не только результаты лабораторных исследований, но также данные наблюдений за состоянием окружающей среды в отношении территорий и акваторий.

В-третьих, перечень нормативов допустимого воздействия на окружающую среду дополнен технологическими и техническими нормативами.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. При этом устанавливаться они будут на основе технологических показателей наилучших доступных технологий. Такой порядок будет введен после разработки или пересмотра справочников наилучших доступных технологий.

Технические нормативы будут устанавливаться техническими регламентами в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды.

Наилучшие доступные технологии (НДТ)

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» области применения НДТ будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. При этом к таковым могут быть отнесены и оказывающая значительное негативное воздействие на окружающую среду хозяйственная и иная деятельность, а также технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь, технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, будут определяться в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области уполномоченным органом исполнительной власти исходя из следующих критериев:

Наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Методические рекомендации по определению технологии в качестве «наилучшей доступной», как и соответствующие справочники НДТ, также будут разрабатываться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом справочники наилучших доступных технологий должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет.

По истечении установленного Федеральным законом «О нормировании» переходного периода к 2018 году вступит в законную силу требование о проектировании, строительстве и реконструкции отнесенных к областям НДТ объектов с учетом технологических показателей НДТ. В отдельных случаях с 2020 года будет введен запрет выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который относится к областям применения наилучших доступных технологий.

Государственный экологический надзор

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» федеральный государственный экологический надзор будет организовываться и осуществляться на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, теперь определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Субъекты Российской Федерации будут организовывать и осуществлять государственный экологический надзор на объектах, не включенных в данный перечень.

В отношении объектов IV категории плановые проверки государственного экологического надзора не предусмотрены.

Комплексные экологические разрешения

В отношении объектов I категории Федеральный закон «О нормировании» предусматривает замену трех видов разрешительной документации (разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов) комплексным экологическим разрешением.

В случае невозможности соблюдения технологических нормативов, равно как нормативов допустимых выбросов или сбросов, у хозяйствующего субъекта возникает обязанность подачи совместно с заявкой на получение комплексного экологического разрешения дополнительно:

Проекта программы повышения экологической эффективности;

Планируемых временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, и на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также после ее реализации.

Выдача комплексного разрешения отнесена к полномочиям определенного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. При этом в нем отражаются:

Технологические нормативы;

Нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I , II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

Нормативы допустимых физических воздействий;

Лимиты на размещение отходов производства и потребления;

Требования к обращению с отходами производства и потребления;

Программа производственного экологического контроля;

Срок действия комплексного экологического разрешения.

Необходимо заострить внимание на том, что комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, которые повлекли за собой изменение количественных или качественных показателей негативного воздействия на окружающую среду.

Декларации о воздействии на окружающую среду

В соответствии с Федеральным законом декларацию о воздействии на окружающую среду будут подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных ко II категории. Одновременно с декларацией хозяйствующие субъекты обязаны будут представить расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

При этом декларация может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронной форме, с соответствующим уровнем защиты информации посредством цифровой подписи.

Необходимо отметить, что при условии неизменности технологических процессов основных производств, а также качественных и количественных характеристик негативного воздействия на окружающую среду, декларация должна будет подаваться 1 раз в семь лет.

Экономическое стимулирование

Федеральный закон «О нормировании» предусматривает направленную государственную поддержку хозяйствующим субъектам в целях повышения эффективности той их деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды. При этом будет осуществляться содействие в:

Инвестировании внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия;

Экологическом образовании и информационной поддержке мероприятий по снижению воздействия, использование возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов;

Разработке новых методов контроля загрязнения и иных эффективных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддержка будет осуществляться посредством предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также государственных капиталовложений.

Государственная экологическая экспертиза

Одной из важнейших целей Федерального закона «О нормировании» является восстановление института государственной экологической экспертизы. В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-Фз «Об экологической экспертизе» внесены изменения, расширяющие перечень объектов экспертизы. Теперь государственная экологическая экспертиза будет проводиться также в отношении:

Проектной документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории;

Материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

Кроме того, проведение государственной экологической экспертизы переносится на более раннюю стадию проектирования - до разработки проектной документации. Также сокращаются сроки организации и проведения экспертизы, а положительное заключение государственной экологической экспертизы становится бессрочным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, осуществление которых влечет плату. В частности, это:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

Размещение отходов производства и потребления.

Платежной базой в свою очередь является количество загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников в окружающую среду в виде выбросов, сбросов, а также количество размещенных в отчетном периоде отходов. Она определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении веществ, включенных в соответствующий перечень.

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются понижающие и повышающие коэффициенты.

Коэффициент 0:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий;

За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 1:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 25:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Следует отметить, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает плательщиков от обязанностей по осуществлению мер по снижению негативного воздействия, возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности, а также от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность

Федеральным законом «О нормировании» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-первых, расширен состав информации, за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой предусмотрена административная ответственность. Теперь в ее состав входят:

Данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

Информация, содержащаяся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

Декларация о воздействии на окружающую среду;

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение в 2-4 раза размеров административных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также дополняется новыми статьями, предусматривающими административную ответственность за:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.

В заключение отмечу, что Федеральный закон «О нормировании» является фундаментом для устойчивого развития России, он носит комплексный характер. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования и должны быть в максимальной степени эффективно реализованы на территории Российской Федерации.

Это позволит нашей стране к 2020 году выйти на мировой уровень экологической эффективности с модернизированным производственным сектором и высочайшим уровнем экологической ответственности во благо настоящих и будущих поколений.

Кашин Владимир Иванович,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2842 (pdf , 0.01 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Обработка поверхностей металлов и пластмасс с использованием электролитических или химических процессов»

15. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 37-2017 «Добыча и обогащение угля»

ИТС 37-2017 «Добыча и обогащение угля» (pdf , 0.35 Мб)
Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2841 (pdf , 0.01 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Добыча и обогащение угля»

16. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 38-2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии»

ИТС 38-2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» (pdf , 0.44 Мб)
Приказ Росстандарта от 22 декабря 2017 г. № 2929 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии»

17. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 39-2017 «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)»

ИТС 39-2017 «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)» (pdf , 0.68 Мб)
Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2835 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)»

18. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 40-2017 «Дубление, крашение, выделка шкур и кожи»

ИТС 40-2017 «Дубление, крашение, выделка шкур и кожи» (pdf , 0.14 Мб)
Приказ Росстандарта от 13 декабря 2017 г. № 2818 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Дубление, крашение, выделка шкур и кожи»

19. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 41-2017 «Интенсивное разведение свиней»

ИТС 41-2017 «Интенсивное разведение свиней» (pdf , 0.39 Мб)
Приказ Росстандарта от 13 декабря 2017 г. № 2819 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Интенсивное разведение свиней»

20. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы»


ИТС 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы» (pdf , 0.24 Мб)
Приказ Росстандарта от 29 ноября 2017 г. № 2667 (pdf , 0.00 Мб)

21. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 43-2017 «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства»

ИТС 43-2017 «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства» (pdf , 0.64 Мб)
Приказ Росстандарта от 13 декабря 2017 г. № 2820 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства»

22. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 44-2017 «Производство продуктов питания»

ИТС 44-2017 «Производство продуктов питания» (pdf , 0.58 Мб)
Приказ Росстандарта от 11 декабря 2017 г. № 2784 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Производство продуктов питания»

23. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 45-2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции»

(опубликован 5 декабря 2017 г.)
ИТС 45-2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции» (pdf , 0.16 Мб)
Приказ Росстандарта от 29 ноября 2017 г. № 2668 (pdf , 0.00 Мб)

24. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2017 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» (опубликован 18 октября 2017 г.)

ИТС 46-2017 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов) (pdf , 0.23 Мб)
Приказ Росстандарта от 10 октября 2017 г. № 2141 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»


25. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»

Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2846 (pdf , 0.01 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»

26. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 48-2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» (опубликован 3 октября 2017 г.)

ИТС 48-2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» (pdf , 0.30 Мб)
Приказ Росстандарта от 29 сентября 2017 г. № 2060 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности»

27. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»

ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов» (pdf , 0.17 Мб)
Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2840 (pdf , 0.01 Мб) «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»»

28. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа»

ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа» (pdf , 0.76 Мб)
Приказ Росстандарта от 14 ноября 2017 г. № 2423 (pdf , 0.00 Мб) «Об утверждении информационно - технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Переработка природного и попутного газа"» (Опубликован 20 ноября 2017 года)

Б ольшинство крупных российских промышленных предприятий строились еще в середине прошлого века в эпоху советской индустриализации, и, как признают в правительстве, эти производства не соответствуют современным экологическим требованиям. На 300 самых «грязных» заводов приходится около 60% всех выбросов загрязняющих веществ. Стоит отметить, что ситуация значительно варьируется от отрасли к отрасли: компании, ориентированные на экспорт — например, цветная металлургия, производство удобрений — или заинтересованные в привлечении иностранных инвесторов, вынуждены подстраиваться под актуальные западные экологические нормативы, чтобы сохранить доступ на рынок и не потерять конкурентоспособность. Другие же производства зачастую продолжают работать по старинке. В целом отечественной промышленности необходима масштабная «зеленая» модернизация, уверен замглавы Минприроды Мурад Керимов, и основой ее должна стать реформа на основе принципов НДТ и технологического нормирования предприятий.

Законодательное деление

Переход к реформе был закреплен 21 июля 2014 года федеральным законом № 219-ФЗ. Он предусматривает разделение предприятий на четыре категории в соответствии с уровнем оказываемого воздействия на окружающую среду и выдачу комплексных экологических разрешений (КЭР). При этом для первой категории, то есть самых «грязных» производств, выдача КЭР будет сопровождаться утверждением программы модернизации на основе НДТ. Принудительное внедрение «чистых» технологий должно привести к уменьшению объемов выбросов и сбросов, минимизировать образование отходов и привести к постепенному закрытию устаревших производств, но с учетом интересов бизнеса и максимальной экономической эффективностью.

Что же понимается под наилучшими и особенно доступными технологиями? Закон определяет их как «технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, включая системы экологического и энергетического менеджмента, а также проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства по сравнению с применяемыми, и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения». Проще говоря, речь идет о поиске баланса между снижением нагрузки на окружающую среду (свести загрязнения к минимуму) и рентабельностью производства (изготовить продукт как можно дешевле).

От нормативов — к лучшим практикам

Понятие «наилучшие доступные технологии без чрезмерных затрат» впервые было зафиксировано в 1984 году европейской директивой рабочей группы по атмосферному воздуху. Позднее оно было переосмыслено и расширено в рамках директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений 1996 года, устанавливающей предельные значения негативного воздействия на окружающую среду для воздуха, воды и почвы. Тогда же начали разрабатываться и общеевропейские отраслевые справочники НДТ. При подготовке российской реформы существующие европейские разработки активно использовались, однако корректировались под отечественные условия: учитывались текущее положение дел в отраслях, доступное сырье, оборудование и технологии, климатические и социально-экономические особенности страны. «Опыт Европы показал, что за 30 лет можно построить устойчивую систему, в которой промышленное производство будет расти, а эмиссии — снижаться», — говорит Михаил Бегак, заместитель председателя технического комитета по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113). По его словам, переход на принципы НДТ — это не разовое действие, а процесс, результатом которого должно стать существенное уменьшение эмиссий.

Для каждой отрасли перечень практик, соответствующих принципам НДТ, закрепляется соответствующим справочником. Их разработкой занимались профильные органы власти при участии представителей бизнеса и экологов, поэтому получившиеся документы носят довольно компромиссный характер, говорит первый заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию» Вадим Куликов. К концу 2017 года 51 запланированный нормативный документ был утвержден. Помимо «вертикальных», отраслевых справочников, положения которых обязательны к исполнению, в их число вошли также «горизонтальные», или межотраслевые. Они носят рекомендательный характер и содержат список лучших практик на всех этапах производства.

Вместо традиционного перечня нормативных требований по допустимой концентрации загрязняющих веществ справочники содержат детальное описание всего производственного цикла для каждой отрасли, начиная с выбора сырья и оборудования и заканчивая утилизацией отходов. В них включены также лучшие управленческие практики и экономические показатели, сформулированы главные экологические проблемы для каждой отрасли и эффективные методы их решения. «Важно понимать, что справочники — это рамки, а не догма. Они могут сужаться с точки зрения нормативов и пересматриваться со временем», — подчеркивает Вадим Куликов.

В то же время надзорные органы больше не будут контролировать сотни разнообразных показателей загрязнений — вместо этого для каждой отрасли будут определены 10−15 ключевых индикаторов. Более того, такой контроль планируется сделать дистанционным — для этого предприятия обяжут установить датчики, автоматически передающие информацию надзорным службам. В целом эти нововведения вписываются в общий тренд реформы контрольно-надзорной сферы в РФ, предусматривающий внедрение риск-ориентированного подхода (то есть повышенного внимания к бизнесу, имеющему высокий риск нарушений при сокращении нагрузки на тех участников рынка, чрезмерный ущерб от деятельности которых маловероятен) и сокращение прямого взаимодействия инспекторов и предпринимателей в пользу дистанционного контроля и добровольной саморегуляции.

Фактически это становится также переходом к экоменеджменту, то есть включением системы управления экологическими рисками, энерго— и ресурсоэффективностью предприятия в его бизнес-модель. Речь идет не об умозрительных нормативах, а о конкретных практиках, зарекомендовавших себя у компаний — лидеров отрасли. В фокусе же внимания властей оказывается не увеличение сбора штрафов за нарушения, а «дотягивание» уровня отстающих предприятий до приемлемых показателей и вытеснение производств, не подлежащих модернизации.

Основной этап реформы

Утверждение всех справочников по НДТ знаменует собой переход ко второму этапу реформы. В течение 2018 года предполагается определить процедуру выдачи КЭР и разработать и утвердить соответствующие правовые акты. С 2019 по 2021 год их обязаны будут получить 300 предприятий первой категории — в этот список вошли угле-, газо— и нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, компании, занимающиеся добычей и обработкой цветных и черных металлов, различные химические производства, включая производителей удобрений и фармацевтической продукции. Процедура выдачи КЭР будет занимать четыре месяца, а в состав рассматривающей заявку экспертной комиссии будут включаться не только представители органов власти, но и специалисты по охране природы и НДТ.

Предприятия, которые не смогут получить КЭР в установленный срок, не смогут продолжать работу, все новые заводы должны будут изначально соответствовать стандартам НДТ. До 2025 года КЭР обязаны будут получить уже все предприятия, чья деятельность попадает в поле применения НДТ. По оценке Михаила Бегака, сейчас требованиям справочников удовлетворяют 70−75% предприятий, остальным же придется подтягиваться. Лидерам же волноваться не о чем. «Мы провели уже с десяток деловых игр, посвященных выдаче КЭР. Результаты показывают, что для ведущих предприятий проблем с получением разрешений не будет», — отмечает эксперт.

По словам главы Минприроды Сергея Донского, полный переход на принципы НДТ может занять до 14 лет, результатом этих мер должно стать снижение воздействия на окружающую среду на 75−80%. Для стимулирования этого процесса предусмотрены налоговые льготы и санкции для нарушителей — резкое повышение платы за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных нормативов. Таким образом, исполнение требований должно стать выгоднее нарушений — тогда как сейчас штрафы за нарушение природоохранного законодательства во многих случаях остаются символическими. Впрочем, многие компании начинают внедрение новых технологий, не дожидаясь часа икс, — только в 2017 году крупные компании подписали с Росприроднадзором 50 соглашений по модернизации производства и внедрению НДТ на общую сумму 112,5 млрд руб.

Следующим этапом реформы должно стать создание справочников не по отраслям, а по конкретным технологиям, и здесь потребуется выработать механизмы, позволяющие оценивать не только отдельные этапы производства, но и соответствие проекта в целом заданным критериям. По словам Вадима Куликова, это должно быть сделано в течение 2018 года.

Впрочем, технологическое развитие не стоит на месте. Чтобы справочники не превратились из двигателя прогресса в препятствие на его пути, их необходимо регулярно пересматривать. Согласно закону это должно происходить раз в десять лет. Однако в действительности для ряда отраслей этот процесс будет идти быстрее, уверен Михаил Бегак. Бюро НДТ не стало распускать группы специалистов, разрабатывающих справочники, и они уже работают над новой версией справочника по целлюлозно-бумажной промышленности. В ближайшие три-четыре года могут быть пересмотрены справочники и по другим отраслям, полагает эксперт. По мнению же Вадима Куликова, пересмотр справочников должен проводиться, когда есть соответствующая инициатива со стороны бизнеса или государства. Кроме того, поскольку речь идет не только о наилучших, но и о доступных технологиях, со временем в них могут быть закреплены и требования по локализации.

2024 samgupsnn.ru. Samgupsnn - Немного о компьютере и современных гаджетах.